Хотели сломать телевизор

9-6_97

Родные Екатерины Букиной рассказали, как они болели во время ее выступления на Олимпиаде в Рио

«Олимпиада! Бронза! Букина Катя!», «Наша гордость!» Ну и традиционное: «Россия — чемпион!» С такими транспарантами друзья, родные и одноклубники встречали в Иркутском аэропорту воспитанницу ангарской спортшколы «Победа» Екатерину Букину. В жаркой Бразилии на борцовских коврах Рио-де-Жанейро наша землячка, напомним, сумела завоевать награду. На первый раз — бронзовую. Останавливаться на достигнутом, естественно, не собирается. Отдохнет три-четыре недели — и снова бой. Главная задача на ближайшее четырехлетие — подготовиться к Токио-2020 так, чтобы добавить в свою богатую коллекцию еще один олимпийский раритет, но теперь уже наивысшего достоинства.

Олимпийское волнение

— Отправляясь в Рио, я, честно говоря, не воспринимала Олимпийские игры как нечто особенное, — призналась Екатерина, — ну соревнования да соревнования. Руки-ноги у тебя те же, ковры в зале такие же, как везде, да и в соперниках знакомые все лица… И, только попав в атмосферу этого грандиозного события, начинаешь понимать, что этот старт ни с чем не сравним. Все прежние турниры, включая чемпионаты Европы и мира, меркнут на фоне Игр. Ответственность огромная. Мысль о том, что одним движением, одной нелепой ошибкой ты перечеркнешь работу целой команды на протяжении четырех лет, давит постоянно. Волнение непередаваемое…

За месяц до поездки в Бразилию я боролась на предолимпийском турнире в Испании, и там у меня получалось буквально все — у большинства соперниц выиграла за явным преимуществом. В таком же стиле чуть раньше отработала и на чемпионате страны. Здесь же с первой схватки выходила на ковер с одной мыслью: только не ошибаться! Из-за этого, наверное, с точки зрения болельщиков и специалистов, я выглядела несколько скованно. Но цель, как говорится, оправдывает средства. Пусть и не очень ярко, не показав всего своего потенциала, но до полуфинала я добралась. Что случилось там? Давайте я не буду это комментировать. Скажу лишь, что никому не пожелаю пережить подобное. Закрываю глаза и вижу этот эпизод. Увы, исправить уже ничего нельзя. Виню только себя…

9-8_43 9-5_142 9-4_201 9-2_430

Когда секунда решает все

В полуфинале Екатерина Букина встречалась с двукратным призером Олимпиад Гюзель Манюровой. Примечательно, что свою первую олимпийскую медаль, серебряную, эта спортсменка завоевала в 2004 году, выступая за сборную России. И по иронии судьбы к тому триумфу Манюрову привел нынешний наставник Букиной — Валерий Чупаков. А спустя восемь лет, уже под флагом Казахстана (сменила гражданство, не сумев в 2008 году пробиться в состав российской команды), Гюзель добавила в свой актив бронзу Лондона. Заметим, что в обычной жизни эти девушки — хорошие приятельницы. Но на ковре, как известно, подруг нет. Особенно когда речь идет об олимпийских наградах. Букина отлично провела большую часть этой схватки, вела со счетом 8:1. Чтобы выйти в финал, ей нужно было провести лишь один хороший бросок (тогда — победа за явным преимуществом), ну или немножко «побегать» от соперницы. Увы, не случилось ни того ни другого. За несколько секунд до конца поединка произошло невероятное — Манюрова воспользовалась секундным замешательством сибирячки и исхитрилась положить ее на лопатки…

Что творилось в эти минуты в Ангарске в квартире семьи Жураковских-Букиных, описать невозможно.

— Первая мысль — запустить чем-то в телевизор, — рассказывает старшая сестра Екатерины, Юлия. — Потом возникло стойкое желание найти и придушить комментатора где-нибудь в темном переулке. Он, как мне кажется, допускал совершенно неприемлемые в данном случае фразы в отношении Кати. Мы здесь волнуемся, знаем, что она там волнуется, — а тут такие высказывания. Хорошо, что сестра его тогда не слышала…

Кстати, Юлия, которая всего на год старше Кати, когда-то вместе с сестрой занималась борьбой. Но продержалась всего с полгода — поняла, что это не ее дело, и «ударилась» в учебу.

— Давать какую-то оценку в данной ситуации очень непросто, — считает первый наставник Екатерины Букиной — заслуженный тренер России Наталья Иванова. — Сама была спортсменкой и знаю, что это такое — Олимпийские игры. Когда выходишь на ковер, все установки тренера как в тумане. В первых поединках над Катей довлела боязнь совершить ошибку, и она боролась очень и очень осторожно, а в полуфинале при счете 8:1 у нее, видимо, мелькнула мысль, что она уже выиграла… Когда-то мне тренер говорил, и я потом своим девчонкам всегда внушала, что бороться нужно до последнего свистка арбитра. Но бывают и такие моменты — для кого-то к счастью, для кого-то к сожалению… Замечу, что Манюрова — очень опытный мастер. С ней вместе еще я выступала. Для Букиной она когда-то в сборной была примером для подражания. В данном случае Гюзель пошла ва-банк, и удача была на ее стороне. Я уверена, что если бы Катя вышла в финал, то золото не отдала бы никому.

В финал Екатерина, увы, не попала, и теперь ей нужно было забыть о неудаче и настроить себя на поединок за третье место с камерункой Аннабель Али. Но как это сделать?

— Времени между обидным поражением в полуфинале и схваткой за третье место было немного, часа три примерно, — вспоминает Екатерина Букина. — Нас увезли в Русский дом, где с нами работали и тренеры, и психологи, и даже повара. Окружили, как говорится, заботой и вниманием. Большое спасибо моему наставнику Валерию Чупакову, который, несмотря ни на что, продолжал верить в меня, нашел возможность встряхнуть, заставил забыть обо всем. В общем, моя победа над камерункой — это во многом его победа, а бронзовая медаль — наша общая награда.

С отцовского благословения

Первым, в чьи объятия попала Катя в Иркутском аэропорту стал ее отец Сергей Николаевич. В свое время именно он благословил дочь на занятия, как многим казалось, неженским видом спорта. И в дальнейшем всегда и во всем ее поддерживал на этом пути — даже в самые непростые моменты, когда из-за травм очень серьезно стоял вопрос о завершении спортивной карьеры. Взаимопонимание отца и дочери объясняется очень просто — в молодости Сергей Николаевич сам увлекался борьбой. Правда, греко-римской. Сумел выполнить норматив мастера спорта СССР. Был призером молодежного первенства Советского Союза. И в свое время ему приходилось бороться с самим Карелиным.

— Было дело, — с улыбкой подтверждает он. — Но тогда мы все были простые парни, увлеченные одним делом. На сборах даже выигрывал у него как-то… Потом Александр Александрович пошел в гору — в 1988 году в Сеуле стал олимпийским чемпионом. Я же скоро завершил карьеру. Времена были трудные — не до спорта. Последний раз с Карелиным виделись, когда он приезжал в Иркутск на турнир Константина Вырупаева.

— Когда я решила пойти в борцовскую секцию, спросила сначала у мамы разрешения, та сразу отправила меня к папе, — рассказывает Екатерина. — Он не возражал… А началось же все с того, что к нам в класс пришла девочка, которая тренировалась в спортшколе «Победа» — в секции по дзюдо. Я тоже решила попробовать. Однако японской борьбой отзанималась всего неделю, потом нас всех перевели в группу вольной борьбы. Этот вид спорта в женском исполнении находился тогда только в самом зародыше. Правил-то особо никто не знал. Тем не менее мне борьба понравилась больше, чем дзюдо. Там пропустил один бросок, и все — иди отдыхай. Здесь же почти всегда есть шанс отыграться. Ну, все закрутилось как-то… Начала побеждать. Попала в сборную — уехала тренироваться в Москву.

Медаль для мамы

— Я, конечно, первое время не воспринимала всерьез увлечение дочери борьбой, — рассказывает свою версию становления будущего призера Олимпийских игр мама спортсменки, Ольга Казимировна. — Думала, баловство все это. Просто Катя, как и любой ребенок, пытается себя найти. Ведь до этого было увлечение модным в ту пору кунг-фу. Но потом увидела: мой ребенок больше времени проводит в спортивном зале, чем дома. Была, естественно, последняя попытка поговорить на тему, что занятие это для девочки не очень подходящее, но было уже поздно. Она сказала, что ей очень нравятся и сама борьба, и коллектив, и тренеры. Ну я и смирилась. Потом, после первых серьезных успехов, Катю начали приглашать тренироваться в другие регионы. После долгих раздумий мы решили, что лучшим вариантом будет Москва… Отпускала дочь скрепя сердце, ей же тогда и семнадцати не было. Не давала согласия, пока не получила гарантий того, что мой ребенок будет там учиться, будет сыт, обут и одет. Ну все, а дальше уже следили за Катиными успехами вместе со всей страной.

Чем встречать будем нашу чемпионку? Ну, традиционно уже — борщом. Катя в еде неприхотлива — главное, чтобы вкусненькое, домашненькое. А вот к сладкому равнодушна. Привыкла уже — ведь постоянно приходится держать свой вес в норме.

Кстати, именно маме Екатерина Букина сразу после волнительной встречи в Иркутском аэропорту (откроем маленькую тайну: без слез не обошлось ) передала на хранение тяжелый (и в прямом — вес целых 600 граммов, и в переносном смысле) кругляш из бразильской бронзы…

Андрей Семакин, газета «Копейка»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>