Там, где жили самураи

_pemboy

Иркутские каратисты побывали в Японии в гостях у известного мастера Пембы Таманга

Кобучизава — небольшой городок в 250 километрах от Токио. Живет в нем порядка 5—6 тысяч человек. Попытка найти его на просторах Интернета в большинстве случаев приводит к ссылке на центральное додзе Японской федерации сетокан карате (Nihon Shotokan Karatedo Federation), шеф-инструктором которого является легендарный Пемба Таманг (черный пояс, 8-й дан). Получается, что, переселившись в это уютное горное селение 10 лет назад, один из самых известных сенсеев современности превратил его в своего рода Мекку для поклонников искусства «пустой руки» (так в переводе с японского звучит название борьбы).

— Селение чем-то напомнило мне наш Аршан, — рассказывает вице-президент федерации карате Иркутской области Игорь Наумкин (черный пояс, 4-й дан). — Небольшой поселок в горной местности, красивые деревянные дома, чистый воздух… Японцы, живущие в больших городах, ездят сюда на выходные — отдыхать душой и телом. А кто побогаче — покупают здесь особняки. Место действительно потрясающе красивое: нетронутая природа, горы, водопады…

Впрочем, не за японскими красотами в Кобучизаву ездят приверженцы стиля сетокан (или шотокан). Едут они за секретами знаменитого мастера Пембы — уроженца Непала, который, начав познавать премудрости карате еще мальчишкой, в 19-летнем возрасте отправился совершенствоваться на родину боевого искусства. Дальше как в кино — не зная языка, не имея никаких денежных средств, молодой человек тем не менее сумел попасть в одну из школ карате в Токио. Дальше больше: в 26 лет Пемба поступил на курсы кэнсюсэй (инструкторов). Три года каждодневной сдачи экзамена на краповый берет — наверное, так можно охарактеризовать пребывание в этом учебном заведении. Выдерживают очень немногие: кто-то в процессе занятий становится инвалидом, кто-то сходит с ума, кто-то просто сдается… Зато те, кто доходит до конца, получают почет, уважение и право встать в один ряд с лучшими мастерами стиля. В дальнейшем ему дозволено быть учителем для других. Непалец прошел через все испытания и стал первым неяпонским выпускником кэнсюсэй.

— Сотрудничество федерации карате Иркутской области с Пембой Тамангом началось более пяти лет назад, — вспоминает Игорь Наумкин. — Наш шеф-инструктор Николай Котельников, курирующий направление NSKF, впервые побывал в Москве на занятиях сенсея. А в 2011-м и 2012 годах Пемба приезжал в Иркутск, где проводил семинары и мастер-классы, принимал зачеты на черный пояс. В августе 2012-го состоялась первая поездка представителей нашей организации в Кобучизаву, через год — вторая… Тогда в гости к великому мастеру отправлялись небольшие группы из Иркутска (3—4 спортсмена). Нынешним летом в составе нашей делегации было уже 8 человек — два тренера и шесть учеников. Отмечу, что среди тех, кто решился сдавать экзамены на черный пояс мастеру на его территории, оказали сь три юных спортсмена — Борис Клинов (12 лет), Илья Аксенов (13 лет) и Григорий Медведев (14 лет). Забегая вперед скажу, что все они успешно справились с поставленной задачей…

Япония встретила сибиряков… жуткими пробками. 250 километров, разделяющих Токио и Кобучизаву, по безукоризненному в плане качества дорожному полотну ехали на автобусе более пяти часов.

— Прибыв на место, вселились в небольшую уютную гостиницу, представляющую собой двухэтажный деревянный особнячок, — продолжает Игорь Наумкин. — Спортивный зал, в котором проводит занятия Пемба, на деле оказался совсем крохотным — квадратов сто, наверное. Впрочем, даже такое помещение в здешних местах является роскошью, ведь земля в Кобучизаве очень дорогая. Тренировались по два раза в день — два часа утром и столько же после обеда. Кстати, кормили нас вполне привычной нам едой: в рационе — яйца, хлеб, молоко, курица, рис, картошка, помидоры, огурцы и т. д. Никакой экзотики. Правда, иногда мы позволяли себе сходить в местное кафе — поесть суши. Надо ли говорить, что данное блюдо в Японии заметно отличается от того, что предлагают у нас.

Карате, которое практикует Пемба, можно смело назвать аутентичным (подлинным). Никаких лишних движений, никаких красивостей, которыми грешат в наше время многие мастера. «Вся сила в простоте», — учит своих учеников сенсей. Идеальный бой, по его убеждению, должен длиться три секунды и состоять из одного удара. Помните, в фильмах про самураев стоят друг против друга два воина с мечами какое-то время, потом неуловимое движение — и один из них падает замертво. Здесь так же, только в качестве оружия используется пустая рука. Или нога… Но, чтобы удар был максимально сильным, он должен быть идеальным с точки зрения биомеханики. А для этого необходимо убрать все угловые отклонения при движении корпуса. Любые колебания спортсмена влево-вправо, вперед-назад, вверх-вниз снижают эффективность действия.

— Чтобы довести какой-то из приемов до совершенства, его нужно повторять сотни, тысячи раз, — говорит Игорь Наумкин. — Со стороны это может показаться однообразным и скучным, но только так можно достичь результата. И еще, по словам Пембы, ученики не должны в точности копировать за ним движения. Каждый человек индивидуален, и задача учителя — подстроить карате под тело человека, а не наоборот…

Сам мастер, которому в этом году исполнилось 54 года, тренируется по нескольку часов в день. Но особой цели перед собой не ставит. «Мое карате — это удовлетворенность души и тела», — говорит он. В Кобучизаву на тренировки к Пембе Тамангу приезжают каратисты со всего мира. Впрочем, не забывает он и о тех, кто живет рядом с ним: местные жители с удовольствием посещают занятия сенсея. Причем в зал приходят и совсем юные мальчишки, девчонки, и уже умудренные годами пожилые люди.

— Основной религией в Японии является синтоизм, — поясняет Игорь Наумкин, — поклонение духам умерших. Мы посещали некоторые храмы. Большинству из них несколько сотен лет. Некоторые были построены самураями. Как гласят легенды, для этих ритуальных сооружений выбирались места с очень сильной энергетикой. Рядом — кладбища, где захоронены воины. Удивительно то, что в этих храмах нет священников, посредников между Богом и людьми.

Во время поездки в город Мацумото нам показали дом, где жили самураи. Он представляет собой шестиэтажную усадьбу, в которой все готово к ведению войны. Каждый этаж — это маленькое фортификационное сооружение. А на самом верхнем есть специальная комнатка — в ней, в случае если враги захватывали здание, хозяин дома делал себе харакири.

Кстати, из боевых искусств в Стране восходящего солнца самым популярным является отнюдь не карате. Японцы просто с ума сходят по сумо. Эта борьба постоянно на экранах телевизоров. Мы тоже смотрели. Ничего вроде особенного — схватка длится всего несколько секунд. Но зрелище очень захватывающее. Из других видов спорта в почете бейсбол, гольф, соккер… Тут уже прослеживается влияние Запада.

Поразила школа в Кобучизаве: трех­этажный особняк с открытым бассейном и двумя спортивными полями, примерно такими, как у нас на политехе. При том, что учебное заведение рассчитано всего на 150 человек. Учительница японского языка учила наших ребят рисовать иероглифы. Я, между прочим, в свое время практиковался в этом деле, когда учился на восточном факультете в ИрГТУ. Тут главное — сила нажатия и последовательность нужны. Решил тоже попробовать — получилось…

Следующая встреча с Пембой Тамангой у представителей федерации карате Иркутской области состоится уже совсем скоро. В конце октября наши спортсмены поедут в Польшу на Кубок Европы, который планирует посетить и знаменитый мастер. Ну а в феврале 2015-го сенсея вновь ждут с визитом на берегах Ангары…

Андрей Семакин, газета «Копейка»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>